Открытое правительство и кадры


На расширенном заседании рабочей группы по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство».

О.ЧИРКУНОВ: Я попробую сейчас два слова сказать про нашу систему «Шаг к цели», как она рождалась.

На первом этапе, помнится, когда Дмитрий Анатольевич у нас был в гостях, я ему демонстрировал во внутренней системе электронного документооборота планирование деятельности чиновников. То есть каждый чиновник раз в неделю пишет план и пишет отчет. Но проблема здесь заключается в том, что число этих отчетов таково, что внутрь туда никогда уже не залезешь и не проверишь. А если начнешь все это проверять, то все силы уйдут именно на проверку. Поэтому на первом этапе мы приняли решение, что для того, чтобы проверял не только руководитель, надо сделать эту ситуацию прозрачной. И мы ушли на платформу Word Press. Сегодня 3 тысчи краевых чиновников и 500 муниципальных еженедельно по пятницам пишут план и отчет, которые может посмотреть любой. А вот средства массовой информации уже специализированных журналистов подготовили, которые сидят только в этой системе, смотрят и выискивают, что там происходит. Это первый шажок. Человек просто планирует, просто задает себе вопрос: «Что я сделаю на этой неделе?»

На следующем этапе, и мы сейчас на нем находимся, нам потребовалось направить эту систему на какие-то реальные цели. А для этого надо было договориться о том, каковы эти цели. Мы создали кодификатор целей, достаточно масштабный, многоуровневый. Мы расписали всю нашу деятельность по тем целям, которые мы должны достичь. Договорились по целям верхнего уровня с Законодательным Собранием, и они нам это закрепили в качестве задач, и именно это называется «Стратегия развития Пермского края». Цель, показатели и сроки достижения того или другого показателя. Мы увязали таким образом цели с еженедельными планами. Конечно, если вы сейчас зайдете в эту систему, вы точно найдете кого-то из чиновников, которые это делают безалаберно, плохо и так далее, но в принципе в целом система уже начала выстраиваться.

Следующий этап у нас – всё это привязать к бюджету. Если в кодификаторе целей появляется срок и ответственный, то это план деятельности правительства, если там появляются расходы – то это уже бюджет. Наша задача сегодня этот проект увязать с бюджетом, и тогда, в общем, я думаю, мы будем почти полностью открыты.

И буквально два слова про зарплаты, про то, что здесь всех очень волнует. Я считаю, что регионы уже имеют возможность платить по рынку, закон это позволяет. Это делается разными инструментами, например, если не ограничивать органы госвласти в численности. Если у них бюджет зафиксирован, то они имеют возможность оптимизировать численность. И если им все это оставлять, то в принципе они имеют возможность довести до рыночной цены стоимость тех, кого они нанимают.

Могу озвучить цифру. Не знаю, что из этого получится. Я специально поинтересовался: зампредседателя правительства, один из замов председателя правительства (просто сейчас набрал в Skype и задал вопрос) по прошлому году зарплата – 3,6 млн. руб.в год, в том числе 800 тыс. – за экономию материальных расходов, которые составляют по году 2,5 млн. Возможность перераспределения мы пока отработаем только на зампредах, то есть это не каждый чиновник пока может позволить себе. Мы два года уже отработали в этом формате, человек сэкономил 800 тыс., и у нас есть зампред, который сам ездит за рулем, у него экономия еще больше, и он, соответственно, больше получил в зарплате.

Странная проблемка, которая здесь возникает. Как только коллеги это получили в зарплате и сели за руль, они заплатили ЕСН и подоходник. То есть вообще-то выгоднее, в том числе и по налоговым вещам, сразу получать натуральной льготой, и, по крайней мере, ЕСН и подоходник стимулирует несколько к этому. Но это нормально, когда человек со своих доходов платит налоги. Я не говорю, что надо сейчас что-то менять или что-то отменять. Просто такая практика.

Advertisements

комментариев 20

  1. Зарплата в 3,6 млн. руб. в год одного из замов председателя правительства по прошлому году.
    Олег Анатольевич, к вопросу о «достижениях» 8 летней работы.
    Почему нет информации о сокращение численности гос.служащих и их зарплат?
    Кто попал под сокращение? Рядовые простые гос.служащие. А вот число высокопоставленных чиновников выросло. Сколько было заместителей у губернатора края изначально!? Как обстоят дела на сегодняшний день: 1) администрация губернатора, 2) правительство (председатель, 7 зам.предов, 17 министров), 3) аппарат правительства, 4) новые министерства и у каждого министра не по одному заместителю. Интересно насколько или точнее во сколько раз выросло число высокопоставленных чиновников в Пермском крае? Заработная плата, который исчисляется несколькими млн. в год.
    Теперь к вопросу о доходах чиновников. Во всех СМИ только и говорят о том, что чиновники получают большие зарплаты. Возможно, но так ли это на самом деле.
    Может, ошибаюсь, но если провести анализ кто работает в органах гос.власти, то что получим. Львиная доля чиновников это жительницы прекрасного пола. Причем по возрасту, они делятся на две категории (да простят меня милые девушки и женщины). Первая это молодые, которые набираются опыта, у которых пока нет детей, зарабатывают на свой карман, и мечтают о светлом и прекрасном. И вторая категория это женщины в возрасте, у которых за плечами большой стаж и опыт работы, дружная семья, взрослые дети. Женщин средних лет (30-45) скорее всего, наберется не так много.
    Что касается сильного пола человечества, то они тоже работают в орган гос.власти, но их меньше. Занимают они, как правило, руководящие высокопоставленные должности или руководящие, но не очень высокопоставленные. Руководящие высокопоставленные должности занимаю мужчины средних лет, а не очень высокопоставленные мужчины ближе к 50 годам. Также встречаются молодые люди, но их число мало и работают они в органах гос.власти как правило не долго.
    И какой же вывод можно сделать из сказанного, почему такое распределение? Вывод напрашивается сам собой – доход рядового чиновника не достаточен для того чтобы на него можно было содержать семью. Исключения составляют высокопоставленные чиновники.
    Дохода простого чиновника хватит на то, чтобы заплатить за квартиру и коммунальные услуги (не апартаменты в элитном доме), оплатить расходы на детей в детском саду или школе (муниципальных), а также их дополнительное образование (не в Лондоне и не в Швейцарии). Вычтем стоимость проезда в общественном транспорте на работу и обратно, затраты на обед и что остается 3-5 тыс. руб. Извините, а еще надо ребенка одеть, обуть, накормит.
    Небольшое отступление. Еще один факт к размышлению. Ранее отраслевые органы власти проводили отбор кадров, придерживались своей отраслевой специфике. Сейчас в квалификационных требованиях пишут несколько образований (до десятка), т.е. экологией у нас может заниматься строитель, развивать строительство в регионе – учитель, здра-воохранение поднимать агроном и т.д. Расширение квалификационных требований связанно с тем, что не могут найти достойных. О чем это говорить, о том что квалифицированные специалисты не идут работать в органы гос.власти. За свои знания и умения они хотят получать достойную заработную плату. Отсюда у нас и проблемы. Возьмите любой объект строительства, где заказчиком выступает гос. или муниципальный заказчик, строиться такой объект, как правило, долго. В начале не можем сформулировать чего же мы хотим больницу на 30 коек или поликлинику на 100 посетителей, при том, что проектная документация уже прошла гос.экспертизу. Потом начинаем определять, кто будет строить. И здесь нельзя не обойтись без конфликтов (это отдельная тема). При строительстве оказывается, что у заказчика нет специалистов, чтобы можно было проконтролировать, и получается, что объект с горем попала, построен, но крыша протекает, штукатурка сыплется и т.д. и т.п.
    Вот и получается, что простые чиновники, служа на благо края, получают заработную плату, позволяющую есть хлеб, а высокопоставленные кушают бутерброды с красной и черной икрой. В среднем выходит, что все чиновники живу лучше всех. Вот она статистика! И хают чиновников, мол, не работают, только деньги гребут лопатами.
    Олег Анатольевич, это и есть реформа гос.органов в Пермском крае? Сократить число рядовых сотрудников, при этом увеличить штат высокопоставленных. Урезать всем оклады, и поощрять тех, кто выше и ближе, а остальным по остаточному принципу, что осталось, делите на всех. Результат увеличение разрыва между слоями населения в разы, уход квалифицированных сотрудников. Ждать весь год, когда хоть что-то дадут. Даже в школе, что так часто приводятся в примерах в СМИ, разрыв между руководством и учителями не так велик, и зарплату им индексируют ежегодно. Что высокопоставленные чиновники сами делают ту подготовительную работу, которую выполняют рядовые. Да, они принимают решения, на них лежит ответственность за их принятие. Но скажите, кто готовит для них все материалы, порой перелопачивая горы информации, собирает сведения, проводит анализ, чтобы руководитель смог принять правильное решение?

  2. А мне интересно читать планы и отчеты чиновников и губернатора. Сапко часто пишет,Сухих стал чаще писать,Маховиков,Антонов и т.д.Постепенно структура работы аппарата начинает выстраиваться.Когда человек прописывает планы — у него в голове четко расставлены приоритеты и это позитивно влияет на результат работы.Часто пользуются информацией СМИ — вижу ссылки на WP у газеты «Новый компаньон»,на сайтах пермских новостей (59.ru, prm.ru и др.),а также не местном ТВ и у оппозиции:)

  3. Когда Олег А. уйдет в настоящее правительство, то все губернаторы будут вести Шаг к цели, реализовывать госполитику в сфере культуры с элементами совриска, разрабатывать кодификатор, заключать с неработающими чиновниками гражданами договоры общественного согласия. Чего еще? А! Еще в каждый субъект придет КСАР или кто-то из других, но тоже иностранных архитекторов, везде будут разработаны мастер-планы за счет бюджетов субъектов. А десятки, сотни тысяч поселений и муниципалитетов страны введут самообложение. Чтобы иностранцам было проще деньги перечислять, не отрывая их на нужды собственно российских граждан. ))) Ну и учебники истории, конечно, тоже будут переписаны. Вину за вторую мировую свалят на Сталина, СССР признают тоталитарным преступным государством. Да и часть азиатский территорий будет официально признаны не нужными)))

  4. На первом этапе в Администрации губернатора Пермского края, Аппарате Правительства Пермского края и других исполнительных органах государственной власти Пермского края была выбрана система электронного документооборота на платформе «Documentum», которая позволяет решить задачи выдачи заданий, поручений в электронном виде и автоматического контроля их исполнением; формирования отчетов по исполнительской дисциплине.

    В апреле 2009 года система была введена в промышленную эксплуатацию: порядка 1 700 пользователей в 30 территориально удаленных подразделениях.

    Приблизительная стоимость проекта составила 57 млн.рублей.

    В результате надо сделать эту ситуацию прозрачной. И мы ушли на бесплатную платформу Word Press. Сегодня 3 тысячи краевых чиновников и 500 муниципальных еженедельно по пятницам пишут план и отчет, которые может посмотреть любой.

  5. Олег Анатольевич, внутренняя система документооборота, по моему мнению, слишком внутренняя. На официальном сайте Правительства Пермского края не нашел сервиса, чтобы оставить сообщение. Для сравнения зайдите на официальные сайты Президента и Правительства.
    Удивительно, открытое правительство без обратной связи.

  6. Олег Анатольевич, я предполагал, что чиновники должны выполнять свои обязанности, в соответствие с должностной инструкцией, а не писать дневники пожеланий на общее обозрение, и Вы занимаете должность губернатора, а не завуча школы. Особое внимание привлекла премия , которая превышает 30% от экономии заложенных средств на содержание и обеспечение функциональной обязанности чиновника, кстати утвержденной ЗС по вашему желанию. Вы, как экономист, должны знать размер премии от экономического эффекта, например, при рационализаторском предложении она составляет ниже более чем на порядки. На мой взгляд, такой вид премии больше похож на не целевое использование бюджетных средств. Самое главное, при таких высоких зарплатах чиновников, называемый вами и не так понятный для населения, уровень человеческого потенциала падает.

    • На чиновника высокого ранга тратятся немалые деньги: личный транспорт, билеты бизнес-класса, вип-залы, секретари и помощники. Можно все это отрицать, истерить, но ситуация не изменится. А можно создать мотивы рационального и экономного поведения чиновника. Тогда он откажется от многих натуральных выплат, но будет получать достойную зарплату. Его взаимоотношения с бюджетом будут прозрачными. Мы их создали для этого основу.
      P/S Как экономист скажу, что размер премии должен быть таким, чтобы создавался мотив рационального поведения.

  7. 😀 два слова?? да тут целое сумасшествие! 😀 Чиркунов не разжевавши двух словечек, сочинил об оных 10 томов,служащих вступлением, 7 томов пополнением,8 заключающих продолжение, а остальные 3 части наполнил одними извинениями в том,что краткость времени не допустила его далее о сем распространиться 😀

  8. «»»» А вот средства массовой информации уже специализированных журналистов подготовили, которые сидят только в этой системе, смотрят и выискивают, что там происходит.»»»»
    Ну президента то ладно но вы хотя бы себя то не обманывайте .Никто ничего не читает . За очень и очень редким исключением , которое только подтверждает правило .
    И не будут читать . Потому, что вы для этого не создали понятный и удобный интерфейс . И не сможете на существующей платформе . Она не для этого предназначена .
    И что самое плохое , президент это тоже скорее всего понимает .

    • Вы же читаете 🙂
      А про платформу- не согласен. И это существенная разница в наших с Вами подходах. Я исхожу из того, что не должно быть специализированных и написанных на коленке платформ. WP- это мировое информационное пространство:)

      • Нууу , лучше бы вообще не ответили . Я читаю вас , потому что у вас есть талант блогера . А вот у других его нет . Ну что делать , не дал им бог . Значит надо сделать все возможное техническими и организационными методами , что бы их тоже читали .
        WP это и есть написанная на коленке платформа , находящаяся где то на задворках информационных потоков .
        .Просто , как я уже писал , президент тоже кое что понимает в интернете а значит может сделать сходные с моими выводы . А вот это уже неприятно не только для вас , но и для всего края в целом .
        Ладно , это ваши расклады.

        • поинтересуйтесь про WP :))
          Как Вы считаете, какая более крутая платформа?

          • Мне кажется дело не платформе, и вообще не в инструментах, а в наполнении. Отчеты и планы это все хорошо, но зачем переписывать должностные инструкции и так понятно что они отчеты строчат. Пусть пишут о своих инициативах, новшествах, идеях. Нам нужные вариативные чиновники, а не пускатели бумаги.

          • Вы изначально неправильно ставите вопрос . При чем тут крутость платформы ? Есть задача , что бы чиновников читали . Есть второстепенная задача — что бы им писали . И есть самая главная задача — что бы от всего этого была реальная польза .
            Сейчас чиновников не читают , им практически не пишут а значит пользы от всего этого ноль целых , хрен десятых .
            Плюс вообще не учитывается специфика работы простого чиновника .Его ограничения и постоянный страх что то сказать не так , не по закону либо чем то вызвать гнев начальства . А ведь есть еще и прокуратура , которая бдит и чуть что активно бьет чиновника по башке .
            Т.е. кроме фишки — а давайте чиновники будут писать в интернете , просто ничего нет . Ни концепции , учитывающей все аспекты жизни чиновника , ни внятного интерфейса , на даже четких инструкций , без которых чиновнику жутко не комфортно и просто даже страшно чего то писать на людях .
            А ведь еще не учитывается такая вещь как правовой нигилизм и полное непонимание простым народом алгоритмов работы гос структур .
            Т.е. пока в принципе и по определению нет системного подхода .

  9. «Сегодня 3 тысчи краевых чиновников и 500 муниципальных еженедельно по пятницам пишут план и отчет, которые может посмотреть любой.»
    Наверное можно обобщить на всех людей. Особенно публичных — общественных деятелей и политиков в крае… Может руководителей предприятий….

    Завести им тут аккаунты сформировать по группам (интересам) можно по вашему кодификатору даже. Точнее сами они сформируются (определятся)

    Наверное СМИ это будет интересно.

    Вот у нас организация 6 чел. Но тоже все пишут планы и отчеты (по понедельникам) Но немножко не так. У нас именно план потом трансформируется в отчет и становится единым документом (длиною уже в два года).

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: