Про межбюджетку в Казани


черновик или поток сознания, опечатки исправлю завтра:))

Выступил в Казани на совещании по вопросу межбюджетных отношений.
Попробую восстановить то, что сказал.
Разграничение полномочий.
После вчерашнего выступления Президента тема передачи полномочий в прежней редакции уже поблекла. Президент сказал о поэтапной передаче доходных источников регионам на 1 трлн. рублей. Чтобы был понятен масштаб предложения, эту цифру надо с чем-то сопоставить. Численность населения Пермского края — это чуть меньше 2% населения страны. Два процента от триллиона — это 20 млрд. рублей. Консолидированный бюджет края —  это примерно 100 млрд. Иными словами, край должен получить дополнительно пятую часть от существующего бюджета. Наивно полагать, что вся эта сумма будет передана на исполнение собственных полномочий региона, хотя это решило бы многие проблемы и позволило бы наполнить муниципальные бюджеты. Скорее всего, на большую часть этой суммы, ну или хотя бы на ее половину, федерация передаст свои полномочия регионам. То есть объем функций региона увеличится на 10-20%. Это точно не те полномочия, которые сегодня предлагается передать регионам, это в разы большие объемы.
Для того, чтобы набрать полномочий на такую сумму, федеральному центру придется передать очень многое, например:
— вернуть регионам милицию общественной безопасности;
— передать большую часть противопожарной службы (от чего я, например, не возрадуюсь)
— передать большую часть высшего образования
— сократить все капитальные затраты из всех федеральных программ;
— страшно подумать что еще☺). Районные суды, систему исполнения наказаний…
Без такой масштабной передачи полномочий передача 1 трлн. может быть осуществлена только как подарок регионам, что здорово, но не верю☺
Межбюджетные отношения
Есть только три стимулирующих способа передачи доходов:
-подушевка, то есть равная сумма на каждого жителя региона;
— передача налоговых источников. Проблема в том, что передавать-то почти нечего. НДПИ невозможно из-за неравномерности распределения, НДС — из-за сложности администрирования. Вводить налог с продаж при существовании НДС сомнительно;
— передача налоговых полномочий, то есть прав установления своих новых налогов или налоговых ставок по налогам уже существующим. Для этого надо потерять страх и поверить в реальный федерализм☺)
Из-за сложности этих трех вариантов будет выбран какой-нибудь другой, более справедливый, но бессмысленный, например, перераспределение средств через многочисленные отраслевые программы с учетом бюджетной обеспеченности. Это то же, что есть сегодня, только в профиль☹(
Ремарка. Ключевой вопрос передачи полномочий в том, делегируются они сверху вниз или снизу вверх. Об этом позже.
Наполнение местных бюджетов. До того как думать о наполнении бюджетов, неплохо было бы сначала определиться с тем, хотим ли мы, чтобы у малых населенных пунктов был свой бюджет. У меня есть правильный ответ на этот вопрос☺ Не надо это решать на федеральном уровне, надо отдать на усмотрение субъектов федерации. Где-то муниципалитет будет заканчиваться районным уровнем, где-то сохранятся малые муниципалитеты со своими бюджетами в самых малых населенных пунктах. Разнообразие позволит найти верное решение, и, возможно, оно не будет единым в разных субъектах федерации. Для наполнения муниципальных бюджетов надо предоставить самые широкие полномочия субъектам федерации. Проблема в неравномерности распределения налогооблагаемых баз по территориям, и сегодня невозможно, передав по единым правилам налоги, обеспечить приемлемый разрыв в финансовой обеспеченности муниципалитетов. Спектр необходимых инструментов — это отрицательные трансферты, право вводить собственные налоги и платежи, расширение возможности самообложения, право устанавливать собственные ставки по подоходному налогу.
Возможность взимания подоходного налога по месту жительства.
Проблема вторична. Надо понимать, для чего это делается. Если подоходник становится основой финансирования муниципалитетов, то оплата по месту получения услуги неизбежна. Если ничего не менять с самим налогом, то для чего лишние проблемы…

комментариев 36

  1. Уважаемый О.А. первый раз на вашем блоге. Какой бред пишут.
    И как Вы с ними можете общаться.

    • Кто вам сказал, что он общается бедный и несчастный уважаемый Олег Анатольевич?

    • НУ МОЖЕТ БЫТЬ ОН ТЕПЕРЬ ВАС УДОСТОИТ СВОЕГО ДРАГОЦЕННОГО ВНИМАНИЯ!

      • Лучше его внимания пусть удостоится бардак, который творится вокруг, а если страшно в открытую спорить с Путиным, то можно отдать свой пост тому, кого выберут жители Перми

        • Лучшего не будет. Уж поверьте.
          Выборы всегда приводят к одному результату.

          • Лучше уж вы поверьте, что лучше будет и не будьте пессимистом, все будет хорошо))

            • Эта американская модель… Буэээ … Гораздо правильнее обучать людей перед тем, как сажать на посты.

              • Про какие модели вы говорите??? Вы о чем? Еще и американские, все гораздо проще, чем вы думаете

    • А Я ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ СТАЛА НЕУГОДНА.

    • я конечно против таких кандидатов как Бессонов, Плотников, Агишев, Легарт и т.д. , но если это будет решение большинства жителей, честно посчитанное, то я приму его. Никогда не поздно переизбрать, наверное, в случае если ошибемся, зато сами и честно.

      • Агишева бы в меры города ) Пару раз с ним в УДС «Молот» общался, когда Урал-Грейт еще жив был — толковый мужик ))

  2. Почему так называемая несистемная оппозиция не требует к ближайшим президентским выборам графу против всех?

  3. Ваша команда, Олег, Вы не способны жить строго по закону, от запятой до запятой, а по другому. увы, нельзя, Вы все погрязли в этом бизнесе, но это не бизнес, это все уголовщина, увы, ты в 90- е пошел туда, я же просто не верил что у власти, этой власти есть шанс, кстати и не только я, многие, причем приличные люди, Вы не можете жить от запятой до запятой, а я так живу всю жизнь….у Вас огромная собственность, дома в Швейцарии, но это все надо прекращать….увы, Олег, ….нет шансов у страны в рамках этого курса, курса который тебе дал все…

    • Я живу по Закону. Не скажу, что от запятой до запятой. Как и все иногда превышаю скорость движения за рулем, перехожу улицу в неположенном месте. Но вы не сможете найти фактов воровства или принятия решений с личной выгодой. Это то решение, которое я принял для себя в тот день, когда стал и.о. губернатора.

      • О.А. размещение двух медицинских центров в Камской долине, рядом со строящемся ТРЦ, по слухам принадлежащего Чиркунову, на земельном участке 26 Га, в зоне возможного катастрофического затопления не доступного для прочего люда. Это случайно не совпадение.

  4. Когда КПРФ будет у власти, надо будет писать программы, сажать в тюрьмы, кто это будет делать, а это моя профессия, поэтому я не спешу идти в эту власть, и потом, надо понимать что происходит и видеть цель, надо предлагать альтернативные программы в рамках КПРФ, предлагать новые идеи, а не банально пилить бабло, кто это может….у меня опыт службы в КГБ, так же как и у Чиркунова, это не самый худший опыт, уверяю Вас в системе КГБ не было идиотов, это не ФСБ..надо немножко подождать как будут развиваться события, но очевидно. что нехватка профессиональных знаний фракцией КПРФ в ЗС ПК даст о себе знать в ближайшее время….люди не будут молчать…

  5. Проблема оппозиции края — отсутствие лидера, конечно на фоне Оккунева и Аагшишева, губернатор выглядит Орлом, увы, но у этих людей нет опыта государственной службы, опыта управления в государственных органах, и это понимают в руководства ЦК КПРФ, поэтому так легко и подвинули Оккунева, может формировать блок оппозиции вокруг себя Ккузмицкий, но, Он, уже в годах, и что называется не боец, жизнелюб, и у него, увы, очень неудачная фракция в ЗС ПК, там нет специалистов, и просто заметных людей, увы, но за 5 лет КПРФ в ЗС ПК не внесло законов, и это будет все повторяться, Ккузмицкий мог бы формировать вокруг себя блок оппозиции к губернатору и курсу, но….увы, Олег Анатольевич, еще 5 лет может спать спокойно в спину в крае ему никто не дышит, и это понимают и в ЦК КПРФ, там вообще на наш край давно махнули рукой….я бы мог начать этот процесс, но, увы, остался за бортом, в ЦК КПРФ зная мои конфликты с руководством ФСБ РФ, откровенно боятся моей непредсказуемости, мне прямо так и говорят, но я не собираюсь меняться, какай есть такой и есть, я знаю что надо краю, знаю как выстроить эту линию, всему свое время, но, увы, я не либерал и буду сажать…

    • я действительно знаю что нужно краю, я могу сформировать внятную команду, и мне не привыкать идти на пулеметы, они воспринимают меня клоуном, пусть, я смотрю на людей, сегодня такая ситуация, что люди требуют жесткого, конфликта с властью, я юрист, мне легче, и потом у меня хорошее военное образование, да, я конфликтовал, и буду конфликтовать по уголовным делам, даже с господом богом, — не воруй…общество потребует жестких мер борьбы с коррупцией, как сегодня требует выборов, все впереди, я не связан с этой властью, с этим бизнесом, а все это надо рвать, другого выхода нет, я бы мог уйти и в администрацию Президента, меня зовут, но….тогда в 90- е я не верил этой власти, не верил что у нее есть будущее…

  6. Вот они кричат- Оппозиция, оппозиция, ну что это за оппозиция, они никогда не служили на государственной службе, они, понятия не имеют что это такое, у них нет никакого образования, опыта управления, только я могу действительно возглавить оппозицию в Пермском крае, я альтернатива Чиркунову, они же понятия не имеют что такое управление, даже в армии они не служили…одно дело руководить ларьком, другое городом, краем, когда тебя во все щели….прокуратура, куча контрольных инстанций…жалоб проблем, как они всем этим будут управлять, как в 90- е…вот они пришли тогда с улицы, и что

  7. Был я сегодня на митинге, видел этих людей, и вспомнил начало 90- х годов, вот так же все эти немцовы, чубайсы, эти кандидаты со 120 рублями в месяц, они вот так через митинги пришли к власти. и что, они тут устроили. всех нагнули и раздели, раздели армию. полицию, ….либерал в России — это врак, и это совершенно очевидно, они вообще не способны управлять…тем более империей…

    • Они кричат надо всех избирать…сумасшедшие…они не понимают, что управление это профессия, русские цари с рождения жили в казарме, я прожил в казарме 7 лет…не дай бог если в России. в такой ситуации объявить выборы, нет элит, судебной системы, но и отдавать им империю, нет, я еще побьюсь, либералов к власти я не пущу, …во главе империи должен быть полицейский…Лукашенко вот оптимальный вариант

  8. Разрыв в бюджетной обеспеченности между Москвой и с некоторых пор Петербургом с одной стороны и регионами России достиг такого масштаба, что на это был вынужден обратить внимание В.В.Путин в своем недавнем разговоре с народом по телевидению. Крупнейшие национальные компании и корпорации, реально зарабатывающие свои баснословные доходы в регионах и в первую очередь на Севере, Урале, в Сибири налоги платят в бюджеты двух наших столиц, отчего эти бюджеты пухнут на глазах.Бюджетная обеспеченность столичного жителя на порядки превосходит бюджетную обеспеченность жителя провинции. Народ это понял и устремился поближе к деньгам. Население Москвы, в отличие от других российских мегаполисов, растет не по дням, а по часам. Как с этим быть?

  9. На какой адрес можно отправить Вам фотографии со вчерашнго совещания по межбюджетке. Сделаю отдельную подборку. Общий фоторепортаж здесь http://gov.cap.ru/home/49/album/2011/20111223_kazan/index.htm

  10. Сегодня митинг, Вы, О.А., моли бы выступить, как ваш друг Никита Белых, я уже там, жду начала, сижу в кафе, зашел тут в кафе, тут дают такие противные суши, это ужас, их никто не контролирует, есть же стандарт по суши, хотя Вы все ГОСты отменили, вот они и делают что хотят, бардак и пьянка…всех расстрелять, вот мотив моего выступления, я тут выступал в ПГУ, выложил ролик у Вас, а Вы, как Папа Римский, ноль реакции. ну ничего, я не гордый, не таких видал…

    • Мы же договарились, что видео не по теме не выкладываете. Какую же реакцию ждете? Я очень корректен со всеми, кто под своим именем :)) и не ешьте суши там:)) Вы уже частичка ауры города :))

      • Культурный Вы человек, вежливый, …я тут жалобу написал прокурору, что Вы ввели в живом журнале цензуру. мне отвечают. — Блог губернатора не зарегистрирован в качестве СМИ, ерунду говоря, есть приговоры судов, по 282 УК РФ, где блоги прямо квалифицированы как СМИ…что касается частички ауры…Ваши предшественники, из КПСС, они тоже шутили и веселились, смотря из окна кабинетов на либералов Новодворскую, например, они называли — Маней …и где они….я зарекся в моей стране связывать судьбу с властью. конечно человек во власти должен быть лоялен к ней. но в России, когда каждые 10 лет меняются режимы, и один преступнее другого, где нет никаких правил игры, вот ты и выглядишь городским сумасшедшим, Вам губернатору не стыдно, я русский офицер, я городской сумасшедший, а Юрка Тутнев бандюга и жулик, он министр, я бы сгорел со стыда, если бы при мне русского офицера называли городским сумасшедшим…

        • Вы же не даете мне избраться, я выйграл выборы в марту 2011 в городскую Думу, но Вы вбросили голоса, по вашей команде и вбросили…Вы же издеваетесь надомной, и кто издевается, мразь, жулики, ворье, они веселятся, их не посадили вовремя. некому было их сажать…Вы что думаете губернатор Чиркунов, я все это буду терпеть….Вы спросите у моего вывшего руководства ФСБ РФ, что я если бью то уже…… не и бью прямо по яйцам….я не в институте благородных девиц служил…

          • Я же боксом занимался, и у меня правило всегда сдавать сдачу…образно конечно, но всегда…и неважно кто это Президент или Директор ФСБ РФ..

    • Интересный случай неудачи испытал на себе также знаменитый и прославленный римский папа Борджиа Александр VI… Главное, что всех нас в этом папе поражает, — это его любовь к убийствам… У него вдобавок был еще сын Цезарь. Тот совсем был мошенник и вор… Папа… хотел устранить двух кардиналов, которые ему мешали. Он подсылал убийц, но из этого ничего пока не выходило. Тогда он пригласил их однажды к себе на именины… И они, конечно, приехали. А папа только этого момента и ждал. Он их решил отравить за ужином. И он в вино подсыпал какой-то сильный египетский яд… В общем, факт, что они все четверо выкушали это вино. И вдруг у папы с сыном моментально глаза на лоб полезли. Сын говорит: «Папа, знаешь, кажется, мы ошиблись»… Кардиналы задрожали задним числом… После чего подбежали к папе, но тот уже тихо лежит кверху брюхом и дышать не может. А его сын, этот бешеный Цезарь, даром что он тоже свое вино вылакал, все-таки благодаря, может быть, своей молодости и нахальству вскочил на ноги и пулей бросился куда-то там такое. Он моментально отыскал противоядие, принял его. Его хорошенько вырвало, прослабило, и он остался жив всем на удивление. После чего его хотели отдать под суд, но он сбежал за границу. И жил там исключительно хорошо, покуда вскоре не умер. Его там, кажется, наконец убили.

    • Это вы где какие ГОСТы на суши увидали? Небыло никогда таковых. Впрочем как и стандарта …

  11. Нет полной уверенности, что послание Президента можно сразу вот так трактовать. Мало ли что можно сгоряча наговорить. Хорошо другое, это то, что у Вас есть готовность принять это не спонтанно, а осознанно. Правда, как всегда, такое не понравится живущим сегодняшним днём, также ждущим чуда и тем, кто боится измениться, ожидая при этом перемен от других, но не от себя. Ну и естественно завистникам, что это не они, а кто-то другой.
    Но умение правильно распорядиться как деньгами, так и полномочиями даст шанс и фору тем, кто уже начал шагать в этом направлении. Будет очень грустно, если это, как всегда в нашей стране принято, обычный трёп.

  12. Вообще в этом году послание президента это что то с чем то .

Обсуждение закрыто.

