Высшая школа


Принял участие в семинаре, который любезно организовал гендиректор ОПК "Оборонпром" Андрей Реус. Обсуждали возможность создания на базе одного из пермских вузов центра подготовки специалистов для двигателестроения. В ходе обсуждения отфиксировал для себя некие важные суждения.
Первое. Очень важно понимать стратегию федерального министерства образования по отношению к высшей школе. Что они будут делать: создавать конкурентную модель, когда ограниченное число абитуриентов (под ограничением понимаем, например, определенный уровень ЕГЭ), выбирают самостоятельно вузы, а вузы получают финансирование за каждого изъявившего желание у них учиться, либо будет использоваться некая лоббистская модель, когда вузы будут доказывать министерству образования необходимость размещения у них заказа на обучение определенного количества студентов. При этом студенты смогут поступать исключительно в вузы, которым утверждены эти квоты.
Всевозможные разговоры про подушевое финансирвоание говорят о том, что мы движемся в направлении первой модели, ожидаемые конкурсы на присвоение статуса федерального исследовательского университета — это в чистом виде вторая модель. К чему готовимся? Конкурируем за студентов или доказываем свою крутизну федералам?
Второе. У представителей государства есть некое представление о тех специальностях, которые являются важными для отраслей, для страны. Исходя из этой позиции государство создает бюджетные места по тем или иным специальностям. Проблема заключается в том, что лучшие абитуриенты выбирают специальность исходя из других критериев. Идут учиться на экономистов, юристов и нефтяников, которые уже сегодня пруд пруди. А на специальности, где даже в силу их специфики требуются знания и интеллект, например, на двигателестроение, идут порой далеко не самые сильные.

%d такие блоггеры, как: